Определение психического развития детей

Коэффициенты психического развития
I. Высокое развитие – 133 – 109 баллов.
II. Нормальное развитие – 108 – 90 баллов.
III. Слабое развитие – 89 – 80 баллов.
IV. Дебильность – 65

Определение психического развития детей грудного возраста:

ВПР (в неделях) – возраст психического развития
КВ (календарный возраст)
КР (коэффициент развития)
КР = (ВПР х 100):КВ

Возрастная шкала оценки психического развития детей первого года жизни:

4 недели:
выговаривает неясные звуки и выкрикивает;
всматривается в человека, который наклоняется над ним; вздрагивает при сильном звуке и вслушивается в него;

держит голову непродолжительное время, лёжа на животе.

8 недель:
выговаривает тихие сонливые и горловые звуки;
усмехается, когда с ним говорят;
следит взглядом за движущимся предметом;
держит голову, когда берут на руки.

12 недель:
агукает часто и продолжительное время;
оживлённо реагирует на контакты;

следит за движущимися предметами;
держит голову, упирается ногами.

16недель:

расширяются речевые вокализации;
громко смеётся, когда с ним играют;
пытается схватить висящую игрушку;
поворачивает голову на звук.

20 недель:
различает голоса и тон разговора;
различает знакомых и незнакомых людей;
хватает игрушку, которую ему дают и задерживает её;
поворачивается со спины на живот.

24 недели:
выговаривает случайные звукосочетания;
всматривается в своё отражение в зеркале;
сам берёт игрушку и манипулирует;
пытается ползти.

28 недель:

выговаривает длинные звуковые ряды;
радуется приятному человеку;
длительное время манипулирует игрушкой;
пытается самостоятельно сесть.

32 недели:
ищет предмет глазами в ответ на вопрос;
радуется, играя в жмурки;
настойчиво добирается до игрушки;
стоит, держась за опору.

36 недель:
повторяет слова по подражанию;
делает ручкой «до свидания»;
стучит одним предметом о другой;
свободно переступает то в один бок, то в другой, держась за опору.

40 недель:
выполняет задания по словесной команде;
радуется на похвалу «молодец», «умница»;
с разными игрушками играет дифференцированно;
ходит, держась обеими руками.

44 недели:
«разговаривает» (ярко выраженный лепет);
радуется при имени приятного человека;
кладёт кубики или мяч в коробку;
идёт, опираясь на что-то движущееся.

48 недель:
первые слова;
недовольно реагирует на запрет;
самостоятельно пьёт из чашки;
стоит без опоры.

52 недели:
выговаривает 4 – 5 осмысленных слов;
радуется, выполнив задание;
ставит два кубика один на другой или один за другим;
ходит самостоятельно без опоры или с опорой.

Показатели нервно-психического развития детей
второго года жизни:

На втором году жизни ребёнок проходит 4 периода развития (эпикризных срока). Выделяется 6 основных линий развития:

1. Понимание речи.

2. Активная речь.

3. Сенсорное развитие.

4. Действия с предметами.

6. Навыки самостоятельности.

1 квартал: (1 год – 1 г. 3 мес.)

1. (понимание речи): быстро растёт словарный запас.

2. (активная речь): лепетная; и отдельные слова во время двигательной активности.
3. (сенсорное развитие): ориентируется в двух контрастных величинах (например, в кубиках с разницей по ребру в 3 см.).
4. (действия с предметами): воспроизводит усвоенные действия.
5. (моторика): ходит продолжительное время, не присаживаясь; меняет положение; приседает; поворачивается; пятится.
6. (навыки самостоятельности): ест густую кашу.

2 квартал: (1 г. 3 мес. – 1 г. 6 мес.)
1. обобщает знакомые предметы по существенным признакам в понимаемой речи в конфликтной ситуации.
2. Употребляет итрационные слова («би – би» и т.п.) наряду с полными; называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности.
3. (через обучение) – ориентируется в 4-х контрастных формах: шар, куб, призма, параллелепипед. («Дай шарик, кубик, пирамидку, кирпичик»).
4. Отображает отдельные, часто наблюдаемые действия.
5. Перешагивает приставным шагом через препятствия.
6. Самостоятельно ест ложкой суп.

3 квартал: (1 г. 6 мес. – 1 г. 9 мес.)
1. понимает несложный сюжет по картинке («Курочка ряба», «Репка», «Колобок»).
2. Во время игры сопровождает действия словами и двухсловными предложениями.
3. Ориентируется в трёх контрастных величинах с разницей по ребру в 3 см.
4. Воспроизводит несложные сюжетные постройки.
5. Ходит по доске шириной 15 – 30 см., приподнятой на высоту 15 – 20 см.
6. Частично раздевается.

4 квартал: (1 г. 9 мес. – 2 года)
1. понимает короткий рассказ взрослого о событиях, бывших в опыте ребёнка (без показа иллюстраций).
2. При общении со взрослыми пользуется 3-х словными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения.
3. Подбирает по образцу и словесной инструкции 3 контрастных цвета на однородных предметах.
4. Воспроизводит ряд действий.
5. Перешагивает через препятствия чередующимся шагом (1 г. 8 мес.).

Показатели нервно-психического развития детей
третьего года жизни:

На третьем году жизни 2 периода развития (эпикризных срока) и 6 линий развития:

1. Активная речь.

2. Сенсорное развитие.

3. Развитие игры и действий с предметами.

4. Изобразительная деятельность.

5. Моторика.

6. Формирование навыков самостоятельности.

1 полугодие: (2 года – 2 г. 6 мес.)
1. Говорит предложениями более чем из 3-х слов. Задаёт вопросы «где?», «куда?»

2. Воспроизведение формы: Подбирает по образцу объёмные геометрические формы (куб, шар, цилиндр, конус, треугольную призму). Воспроизведение цвета: Подбирает по цветовому эталону разнообразные предметы 4-х основных цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый).

3. Отображает разные предметы жизни.

4. Изобразительной деятельности нет. Конструктивная деятельность – самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их.

5. Перешагивает через палку или верёвку, горизонтально приподнятую на высоту 20 – 25 см.

6. Одевается полностью. Не может застёгивать

2 полугодие: (2 г. 6 мес. – 3 года)

1. Начинает употреблять придаточные предложения. Задаёт вопросы «почему?», «когда?»

2. Соотносит по образцу геометрическую фигуру и геометрическое тело (например, квадрат и куб; круг и шар). Называет 4 цвета.

3. Элементы ролевой игры (сам себе выдумывает роли).

4. Работа с пластилином, красками и карандашами. Ребёнок называет то, что он нарисовал.

Конструктивная деятельность – выполняются сложные сюжетные постройки.

5. Перешагивает через преграду 30 – 35 см.

6. Самостоятельно застёгивает лёгкие пуговицы и завязывает шнурки с помощью взрослого. Манипулирует салфеткой из ткани.

Показатели нервно-психического развития детей
четвёртого года жизни (3 года - 4 года)

Выделяют 6 линий развития:

1. Речь.

2. Сенсорное развитие.

3. Игровая деятельность.

4. Конструктивная деятельность.

5. Изобразительная деятельность.

6. Навыки самостоятельности.

Речь:
Ситуативное высказывание; свободный диалог. Задаёт вопросы «почему?», «зачем?». Рассказывает короткие стихотворения, перечисляет предметы на картинке; отвечает на вопросы по картинке.

Сенсорное развитие:
Знает 6 цветов (+ фиолетовый и оранжевый). Оттенки «светло -», «тёмно -» на уровне понимания.

Узнавание геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Подбор их по цвету и форме, подбор по словесному указанию.

Различение по величине 3-х – 5-и однородных предметов с разницей по высоте 1,5 – 1 см.

Игровая деятельн-ть:
Начало сюжетно – ролевой игры.

Конструк-тивная деятельн-ть:
Самостоятельно работает с деревянным конструктором. С помощью взрослого работает с крупным конструктором по образцу. (Обязательно с элементами завинчивания и развинчивания).

Изобрази-тельная деятельн-ть:
Рисуют красками, хорошо раскрашивают по образцу и рисуют головоногого человечка.

Навыки самостоя-тельности:
Застёгивает пуговицы; пытается самостоятельно завязывать шнурки; путает «зад – перед».

Показатели нервно-психического развития
детей пятого года жизни
(4 года – 5 лет)

Речь:
Речь предшествующая действию и организующая его. Благодаря использованию речи в предшествующей, а затем в констатирующей функции, формируется речь в функции планирования для других. Это есть начало внутренней речи.

Фонетическая характеристика: внятная речь. Есть дефекты произношения «л», «р»; исчезают дефекты свистящих «с, з, ц» и шипящих «ш, ж, ч, щ». Исчезает палатализация (смягчение) согласных.

Свободно рассказывает 2 – 3 стихотворения, знает загадки. (Умеет загадывать)

Сенсорное развитие:
Знание цвета (+ голубой). Последовательное расположение цветов в спектре. Оттенки цвета. Умение выложить полоску по светлоте (темноте). Знание формы (+ трапеция и пятиугольник). Узнавание геометрических тел через осязание (шар, куб, конус, цилиндр, яйцо). Узнавание соотнесения с геометрической фигурой. Треугольники: остроугольный, тупоугольный, равносторонний. Отбор их по словесному заданию. Выкладывание геометрической фигуры из частей. Составление предметов из составных частей. Выполнение аппликаций. Различение по величине с разницей в 1 см. определение одинаковой высоты на глаз. Формирование понятий «толстый», «тонкий», «длинный», «короткий», «широкий», «узкий» и т.п.

Игровая деятельность:
Сюжетно – ролевая игра. Трудности в вычленении ролей и их распределении.

Изобразительная деятельность:
Рисует дом, машину, снеговика, птицу.

Конструктивная деятельность:
Самостоятельная работа с крупным конструктором по рисунку.

Навыки самостоятельности:
Полностью обслуживает себя, но не умеет ловко чистить зубы и умыться. Прыгает на одной ноге. Перепрыгивая, приземляется на носки. Хорошо бегает. Ловит мяч обеими руками; ударяет ногой по мячу, учится вести мяч двумя руками.

Показатели нервно-психического развития детей
шестого года жизни (5 лет - 6 лет)

Речь:
Становление монологической речи, умение составить короткий рассказ по серии картинок, рассказать о событиях дня. Умение спросить другого. Владеет словесными обобщениями без опоры на наглядность. Производит звуковой анализ – синтез простых слов. Правильно произносит «л», «р» к концу 6-го года жизни.

Сенсорное развитие:
Различение тёплых и холодных оттенков цвета. Словесное описание формы предмета и узнавание по словесному описанию. Различение разновидностей одной геометрической фигуры. Составление орнамента по словесной инструкции. Составление изображения по нерасчленённому или расчленённому образцу. Различение по величине 10-и предметов высотой от 2 до 20 см.

Игровая деятельность:
Сюжетно – ролевая игра с продолжением на следующий день и поворотом сюжета.

Конструктивная деятельность:
Хорошо работает с мелким конструктором.

Изобразительная деятельность:
Рисует сюжетные картины; человека со всей атрибутикой.

Навыки:
Планирует обслуживающую деятельность, аккуратен, может помочь соседу.

Движение:
Висит на турнике, кувыркается. Ловко забирается на горку.