Бытует мнение, что проблемы с самооценкой случаются только с подростками, но это далеко не так. Даже самые маленькие дети, начинающие общаться с кем-то помимо мамы испытывают сложности с восприятием себя. Начиная свой путь в социуме, ребёнок сравнивает себя с другими детьми, учится общаться, ищет своё место в обществе. Эти первые шаги не всегда удачны, и малыш может считать себя хуже сверстников. Более красивая машинка у друга, новое платье у девочки из соседнего двора, неудача в игре – всё это может нарушить хрупкий внутренний мир ребёнка и привести если не к депрессии, то к заниженной самооценке.
Каждый родитель мечтает, чтобы именно его чадо было самым счастливым, самым успешным и вообще самым – самым. Как же помочь ребёнку преодолеть трудности и стать лидером, а не ведомым? Поговорим об этом.
Как распознать.
Понять то, что у вашего ребёнка заниженная самооценка не всегда просто. Некоторые дети застенчивы, склонны к самокритике и разобраться что же стало причиной очередной меланхолии сложно. Или же ваш ребёнок подвержен частой смене настроений по поводу и без, что также затрудняет выявление истинных причин дурного расположения духа.
Если ранее активный и общительный малыш вдруг стал замкнутым и неразговорчивым, не выказывает желания общаться со сверстниками и боится начинать новые, незнакомые дела, хотя до этого с удовольствием познавал мир, то это может быть признаком того, что самоощущение ребёнка изменилось.
Иногда дети сами говорят о том, что не будут участвовать в празднике, потому что у них не получится, не станут строить из конструктора новую модель дома или машинки, потому что получается некрасиво, такие заявления не стоит пропускать мимо ушей.
Если у вас есть сомнения, но вы не видите подтверждений, то поговорите с воспитателем или учителем вашего ребёнка, понаблюдайте, как он общается с друзьями и какую роль исполняет в группе – лидер он, или ведомый. Если раньше малыш охотно затевал новые игры и был зачинщиком многих проказ, а теперь тихо рисует и не шалит, то вероятней всего, что-то стало причиной смены поведения.
Что делать.
Конечно, все согласятся с тем, что делать что-то надо, но мало кто знает, что именно нужно предпринимать. Во-первых, нужно внимательно наблюдать за тем, как себя ведёт ваше чадо, как меняется, как реагирует на замечания и неудачи. Во-вторых, необходимо разговаривать с ним. Избегайте нравоучительных бесед, выбирайте дружеский характер разговора, прямо не касающийся причины ваших волнений. То есть, вряд ли ребёнок охотно будет отвечать на вопросы, почему он стал менее активным, зато всегда расскажет, во что играл в детском саду, о чём разговаривал с друзьями в школе.
Иногда причиной заниженной самооценки становится низкая успеваемость в школе. Ребёнок не справляется с какими-либо заданиями и комплексует.
Помочь тут можно. Хвалите ребёнка, но хвалите за те успехи, которых он добивается честными способами. То есть захваливать чадо с утра до вечера только за то, что он есть – неправильно, так вы приучите ребёнка к лести и усугубите ситуацию. Просите ребёнка помочь вам по дому – помыть посуду или сходить в магазин, если он сделал задание хорошо, тогда похвала будет заслуженна. Обращайте внимание на способности ребёнка и развивайте их. Если ваш сын или дочка хорошо поёт, танцует, интересуется чем-либо, запишите его в кружок или секцию, где он сможет быть более успешным. Покоряя очередную вершину, выигрывая на соревнованиях или конкурсах, малыш сам поймёт, что ничем не хуже других.
Если ребёнок испытывает сложности в учёбе, помогайте ему разобраться в трудных предметах. В случае необходимости наймите репетитора, но не пускайте ситуацию на самотёк.
Важно не создавать ребёнку тепличных условий, оберегая от возможных неудач. Не научившись самостоятельно преодолевать трудности и адекватно реагировать на них, ребёнок будет испытывать негативные эмоции по каждому мелкому поводу и дальше. Ваш малыш должен понять, что неудачи случаются со всеми, и что это нормально, что многие ошибки можно исправить и многих избежать. Говорите с ним о том, что тоже испытывали трудности и рассказывайте о способах, какими вы решали проблемы.
Стараясь повысить ребёнку самооценку, не пытайтесь только хвалить его, не замечая ситуаций, при которых раньше вы бы наказали. Правильное воспитание подразумевает систему поощрений и наказаний, поэтому не стоит отказываться от одного в пользу другого. Однако, и в наказаниях важно знать меру.
Ни в коем случае нельзя сравнивать ребёнка с другими детьми. Например, выражения «а вот Оля никогда не приносит двоек по русскому языку» или «Антон в отличие от тебя, помогает маме мыть посуду» только усугубят ситуацию, заставят любого ребёнка почувствовать себя хуже всех и вызовут недоумение, почему это маме вдруг интересен чужой ребёнок. Таким образом, сравнение с другими детьми вызовет обиду, ревность и изменит и без того шаткую самооценку.
Не «сыпьте соль на рану», наказывая за проступок. Не надо напоминать об ошибке изо дня в день, не давая ребёнку отдыха от стресса. Дети очень сильно переживают, если чем-то огорчают своих родителей, они острее, чем мы реагируют на ошибки, поэтому достаточно один раз высказать ребёнку претензии, чтобы он усвоил урок. Напоминая о том, что он принёс двойку или разбил вазу месяц назад, вместо положительного воспитательного эффекта вы получите гипертрофированное чувство вины, злость и обиду на вас.
Не применяйте физических наказаний. Если ваш сын или дочка немного неуверенно чувствуют себя в социуме, любые физические наказания только ухудшат его самочувствие. Даже лёгкий шлепок гораздо обиднее, чем строгий выговор, поэтому не стоит учить чадо уму разуму таким способом.
И никогда не стоит наказывать ребёнка при посторонних людях или друзьях. Что бы он ни натворил, держите себя в руках. Вы сможете высказать всё, что вас не утраивает и дома наедине, тем самым убережёте ребёнка от дополнительного стресса и возможных насмешек со стороны сверстников.
Не пренебрегайте помощью специалистов, если ситуация запущена и вы не справляетесь. Если вы не знаете, как помочь или ваши методы не помогают, обратитесь к психологу. Занятия с ним принесут результат, а вы избежите возможных ошибок.
Сталкиваясь с проблемой заниженной самооценки у детей, важно не запускать ситуацию до той степени, чтобы временные трудности переросли в хроническую ситуацию. Хваля или ругая ребёнка, соблюдайте золотую середину, не увлекайтесь. И помните – чем больше времени вы уделяете ребёнку, чем больше доверие чада к вам, чем лучше ваши отношения – тем быстрее решатся любые проблемы.